Как отличить кротость и смирение от рабской покорности?
В Евангелии Иисус много говорит о том, что мы должны быть кроткими и смиренными. Апостол Павел и другие апостолыуделяют этому тоже много внимания.
В Ветхом Завете то же самое говорит Господь, что к кроткому и смиренному он приходит, а гордому он противится. Так чем отличается смирение от рабской покорности?
В слове «смирение» слышится корень мир. А раб всё время в ожидании нападения, в ожидании неприятностей, потому что он подневольное существо. Смиренному человеку никто не угрожает, на него никто не нападает, и он не нуждается в защите, не нужно ему воевать. Смирение – всегда результат выбора. А рабство – без выбора, это подневольное состояние. Смириться же без выбора, без решения – невозможно, Эго не даст. Смирение и кротость противоречат самой концепции существования Эго. Эго служит самому себе, поклоняется самому себе и для Эго безопасность – наивысшая потребность. Безопасность эмоциональная, ментальная, физическая, социальная – это всё, чего желает эго. Оно может назначить опасным всё, что угодно, что нарушает его суверенитет и так называемые личные границы. В своём величии эго будет относиться к этому с очень большим подозрением.
Истинная кротость и смирение приходят только тогда, когда человек знает Господа своего как постоянного триумфатора. Как Того, который всегда побеждает, не терпит никаких поражений, никогда не упускает своего. Если мы знаем, что Господь – творец, Он хозяин этой вселенной, а не мы. Он сотворил эту землю, отдал ее нам, чтобы мы здесь росли творчески и её развивали. Но некоторые считают, что Бог оставил своё творение. Теперь это наши проблемы, и мы здесь хозяева, человек – хозяин своей судьбы. Такое рассуждение странно для христиан и для любого верующего человека. Если он понимает, что Бог – Творец, то логично понимать, что творение держится только на жизни Творца. Только на его дыхании и благодати, что, убери Творца от творения – и творение погибнет. Мы ни в коем случае не должны говорить, что Богу всё равно. На самом деле у него каждый листик сосчитан и каждая волосинка на нашей голове.
Если гончар слепил горшок, трудно представить, что глина попытается рассказать гончару, что она из себя представляет, какой она должна быть, что должен сделать с ней гончар. Гончар – это наше базовое отношение к Богу. А для Эго кротость и смирение – это то же самое, что и гордыня. Между ними большой разницы нет. Не зря говорят: «Уничижение паче гордости».
Истина же о смирении в корне слова – мир. То есть прежде, чем обрести смирение, нужно почувствовать умиротворение. Умиротворение – это первое базовое слово, которое входит в вашу Душу, когда вы понимаете, что Бог – хозяин вселенной, Творец, который никуда не ушёл, который дал нам дыхание жизни, Он следит за нами, мы для Него важны, и Он делает всё, что нужно ему, и будет Его победа, а не наша.Он всегда побеждает и всегда берёт своё.
Любое слово, которое сказал Бог, любое пророчество, любое обетование, которое Он произнёс в вашу жизнь, обязательно исполнится. Вот когда все складываются, и ты видишь результат, не просто результат в своей жизни, в своём характере, но в постоянных чудесах, совершенно сверхъестественных, твоя жизнь становится сверхъестественной во всём.
Конечная цель теопсихологии, любого метода, который используют наши душепопечители, это чудо Божье. Это вывести человека из рукотворности, работы над своим характером и своей жизнью, из само-спасения, полагания на себя и ввести его в Присутствие Божье. Туда, где он будет настолько смиренен и кроток перед Богом, что чудо Божье войдёт в его жизнь и сверхъестественным образом изменит его характер, обстоятельства жизни, сделает его совершенным, счастливым, радостным. Ни один психолог никогда не сможет получить такой результат.
Психология поиграла в игру «Я сильная, я смелая, я всё смогу». Поняла, что она не сильная и не смелая, ничего не может. Полностью исчерпала себя и пошла в эзотерику. Эзотерические методы сейчас в психологию хлынули волной. Почему? Потому что традиционные методы исчерпали себя, психология боится признать, что она потерпела оглушительное фиаско и теперь ищет чего-то другого.
Конечная цель теопсихологии – это кротость и смирение перед Богом. Это отказ думать, что один человек может спасти другого какими-то великолепными методами. Нет, это только в руках Бога. И это только сверхъестественное действие. И это только чудо. И это прекрасно. Когда это входит в ваше сердце и вашу Душу, вы понимаете, кто такой Бог, и всё. Война окончена. Всё, не надо бороться. Просто иди с полным подчинением Богу. Его авторитет становится непререкаемым, как родительский авторитет. Нет никакого своего Я. В нём нет необходимости. Бог сам всё делает. Это вовсе не зависимость. Это вот такое чудо, это вот такое великолепие. Смиренность – это полная спокойность, это действительно примирённость, это мир в душе. Это блаженство, это свобода от внутренних конфликтов от всего, что бы ни происходило. Ты день начинаешь с улыбки и спать ложишься с улыбкой. Просто потому, что по-другому не можешь, потому что всё хорошо.
Теперь давайте посмотрим другую сторону на примере христианского брака. Допустим, муж неверующий, не христианин, а жена христианка. Частая ситуация. Женщина ходит в православную церковь, там свечки ставит, молится. Она ездит по святым местам, может быть, даже служит, а муж – не просто не воцерковлённый, он обычный, хороший, добротный, русский мужик, по воскресеньям – водка с салом, рыбалка, разговоры за жизнь, о космосе, о Путине… В общем-то и все. Но есть у него одна дурная черта. По воскресеньям – водка, а каждый день – пиво.И он деградирует, деградирует, уже начинает её бить, уже всё в доме разносит, уже детей бьёт, оскорбляет, с соседями ссорится. В общем, мужик пошёл вразнос. Ну просто творит, что хочет. И рядом с ним его жена – кроткая и смиренная христианка, которой положено быть кроткой и смиренной, потому что «так сказано в Библии». И она молится за него, пытается спасать его, бороться за брак.
Что делает мужик? Он творит зло, он тот, кого в Библии называют «умножающий печаль». Здесь можно с уверенностью сказать, что налицо одержимость уже. Раз так резко поменялся характер, то это – одержимость, а она всё молится и молится. Кротко и смиренно идёт в храм, свечки ставит за здравие.
Бог же сказал смиренной быть и бороться за свою семью.
Эта женщина посвятила своему мужу всю жизнь. Но фактически она в своей кротости и смирении позволила ему сделать много зла, и он в нём только возрос. Ее кротость и смирение его не остановили. Он игнорирует всё это, ему вообще нравится такой стиль жизни.И когда она должна понять, что она не борец со злом, что сколько бы она не молилась, её кротость и смирение дали очень плохой плод? Она сама разрушена, дети разрушены, жизнь разрушена, – одному мужу хорошо. Понимаете, в умножающих печаль её кротости и смирении вовсе нет ни кротости, ни смирения, её кротость и смирение – это и есть рабство.
Кто такой раб? Тот, кто уверен, что он имеет право только быть битым. И если не ударили, – ой, как хорошо. Сегодня он пришёл трезвый! Ой, как здорово. Вот позиция рабыни. Это всё, на что она надеется? Раб не может успокоиться, у него нет мира. Он всегда живёт со страхом в душе. Такая женщина очень зависима от мужа, это созависимость. Она говорит о нём постоянно. Её день зависит от того, придёт он трезвый, или нет, и вообще вернётся ли домой? И он не меняется, и она разрушается, это рабство. Она в рабском состоянии, а вовсе не в кротком и смиренном.
Быть может, если бы она вовремя сказала этому безобразию:
– Нет, я не буду в этом соучаствовать, этого не будет в моей жизни, – она смогла бы спасти мужа.
А так очень часто именно ложным пониманием кротости и смирения мы губим близких людей. Разве у этой женщины кротость и смирение произошли от знания, что Господь великий исцелит её мужа?
Любую такую ситуацию возьмите, когда кто-то претерпевает – в семье, или на работе, или еще где, когда он постоянно видит перед собой человека, неудержимого в своей непорядочности и злости, и в «кротости и смирении» раз за разом позволяет ему делать это с ним и с другими людьми, – он фактически подталкивает человека к пути греха. Молчанием и так называемой кротостью и смиреньем подталкивает. И это неправильная позиция. Правильная позиция – кротость и смирение перед Богом. Тогда человек уверен: «То, что я сейчас скажу обидчику, Господь скажет через меня, и Святой Дух найдёт слова, как успокоить этого человека. Я по-настоящему должен всё передоверить Богу, и снятие одержимости, и все остальное».
Мы будем преуспевать в молитве и во взаимоотношениях с Богом только тогда, когда реально обретём умиротворение, потому что мы будем знать, кто такой Бог и будем следовать его путями и не будем путать ложное с правильным.
Дело в том, что вот эти фразы Иисуса Христа и апостола Павла, и других апостолов о смирении сатана использует постоянно. Он привязывает жертву к убийце и ласково нашептывает:
– Ну ты же христианин, терпи.Ты должен быть кроток и смиренен. Подставь другую щёчку!
Как извращают эти слова! Да, Иисус Христос сказал, что, если ударили тебя по одной щеке, подставь другую, а о чём на самом деле он сказал? Не умножай зла, не отвечай той же монетой! Как если жена пьющего мужа вдруг решит сделать по-другому, мол, я не буду это терпеть, решит, что она должна бороться, выпьет полбутылки водки, и начнет бить мужа, вот так восстанавливать справедливость. Она станет такой же, как муж.
Когда Иисус сказал: «Подставляй другую щёку», Он сказал: «Ты не такой, ты не злой. Не надо тебе скатываться до этого уровня, Я за тебя заступлюсь. Обрети кротость и смирение передо Мной и не будь умножающим зло». Вот что значит «подставь другую щёку». Это не значит, что меня бьют, а я должна кротко и смиренно головушку склонить. Это значит, что я не должна мстить и быть таким же, как этот человек, но Бог не забирал у меня право на защиту. Ведь, если бы он забрал у меня право на защиту, то тогда он поставил бы меня в позицию Каина, которого может убить любой. Это невозможно, нужно видеть эти грани и быть в здравомыслии.
Много можно таких примеров привести, но самая главная мысль: рабское отношение – это когда человек не верит в то, что у него может быть милость, он должен согнуть плечи перед бедой, принять беду. «Бог дал –смирись!» – это слова хулы на Бога. В таких ситуациях нужно смотреть объективно – какой плод принесут ваши действия. Если нет хорошего плода, зачем я продолжаю терпеть и «смиряться»?
Легко проверить себя – это смирение и кротость, или рабство? Если смирение и кротость, то у вас не будет депрессии от этой ситуации, вечной постоянной депрессии. Верьте в то, что у этой плохой ситуации должен быть конец. Иначе вы в египетском рабстве, а значит, вы не с Богом. Значит, вы не знаете Бога, как Того, кто вытаскивает из любых ситуаций, великий триумфатор.
Многие сдвиги происходят после того, как вы переживете Страх Божий. Это действительно факт. Вам нужно протестировать, посмотреть в свои жизни: где вы находитесь в рабской зависимости? Какая ситуация вас подавляет и как бы запирает, выносит приговор: смирись, склонись, так Бог хотел. В Евангелии написано, что ты должен. И если это вызывает у вас депрессию, потухшие чувства, ощущение отчаяния, безвыходности, то это – рабское положение. И если вы смиритесь, то вы смиряетесь с рабским положением своим, а должны смиряться перед Богом. Истинное смирение – это умиротворение, радость и благодать от величия Господа, который всегда побеждает и победит и эту ситуацию у вас.
Цель духа рабства – деформировать мышление человека так, чтобы полностью лишить его силы действовать в этом мире конструктивно. Обычно рабское мышление вызывается стыдом за какие-то свои поступки, ситуации, мечты, и ведет к:
1. Формированию установки: «Какие бы попытки я не совершал, ничего не изменится».
2. Отсутствию результата действий, либо к результату, за который человек получает критику.
3. Много времени между молитвой и исполнением.
4. Формированию установки: «Как бы я ни работал, за меня принимают решения другие».