Обида, как долговое обязательство, стоит между человеком и Богом. Это первое препятствие, которое мешает принять искупление, подойти к Богу, довериться Ему. Зачастую человек находится не просто в обвиненных отношениях, но пребывает в петле захвата. Это состояние одержимости той ситуацией, которая причинила боль, или одержимости тем человеком, который причинил боль.
Обвиненные отношения – это отношения, которые руководствуются сценарием «грех-вина-наказание». Это отношения, которые регулируются виной.
Виноватым чувствует себя либо один участник, либо оба. Вина – мигрирующее явление, человек, обвиняющий другого, периодически будет испытывать раскаяние в своих неправильных действиях и будет пытаться исправиться. Поэтому обвиненные отношения часто характеризуются мигрирующей виной.
Степень обвиненных отношений:
- Завышенная важность единичного события.
- Накапливающаяся обида.
- Петля захвата – одержимость обвиненными отношениями.
Обвиненные отношения по степени интенсивности:
- Между родителем и ребенком. Наиболее стойкая обида, на долгие годы. Может доходить до степени петли захвата.
- Между людьми, состоящими в интимной связи.
- Между близкими людьми, родственниками.
- Между друзьями.
- Между коллегами по работе, между начальником и подчиненным. Наименее стойкая обида, отпускает, когда человек увольняется с работы
Обвиненные отношения – это всегда признак влияния духа обиды.
Обида – это некие действия человека, которые воспринялись как атака и причинили боль.
Чем ближе человек, тем острее воспринимается обида. Главная особенность в обиде – ощущение очевидной несправедливости в отношении того, кому нанесли обиду. Это ощущение дает право на удар, потому что дух обиды искушает: «Ты несчастен! Защити себя!». При этом обиженный человек ищет наказания для обидчика, стремится разделить с ним свое страдание, то есть включает элемент войны в эту ситуацию: сопротивляется либо активно, либо пассивно, либо по смешанному типу. Любой из этих типов войны психически вовлекает человека в психотравмирующую ситуацию.
«Обидчивый человек»
Чрезмерная обидчивость – это нарушение эмоционального состояния человека, в котором он очень бдителен в отношении атак извне. Он насторожен в общении, контакт расценивает, как войну, опасное действие. Он постоянно ждет атаки на себя. За атаку может принять любое слово или действие, а ответная реакция зачастую неадекватна ситуации. Это именно навязчивое эмоциональное состояние, эмоциональная зависимость от чувства обиды, поиск этого чувства и обретение любыми путями.
То есть здесь мы видим все характеристики наваждения – стойкой эмоциональной программы, которая возникает из многократного проговаривания, прочувствования и проживания одной эмоции. За наваждением всегда стоит бес. Искушая, он «подсказывает» человеку моменты атаки. Он усыпляет человека в отношении мира и заставляет акцентировать внимание только на возможности «обретения» обиды.
В результате человек постоянно находится в психотравме, испытывает боль, страдание, воспринимает мир, как очень опасное и недружелюбное место. Чтобы избежать страдания, старается отделить себя от других людей.
Противоположность обиде – прощение. Как мы помним, дух обиды – это основной инструмент, который используется сатаной в манипуляции – самый первый в пошаговом плане отведения человека от Бога. С обиды начинается дорога греха, похищение судьбы. Этот порочный круг разрывается прощением. Обида, как долговое обязательство, накрепко привязывает человека:
- К прошлому. В результате человек испытывает своеобразное проклятье прошлого, когда то, что было раньше, повторяется даже после принятия искупления.
- К нездоровым ситуациям в настоящем. В результате человек не дает Богу изменить его жизнь.
- К несбывшимся мечтам, желаниям. В результате человек находится в непримиренных отношениях с Богом.
Все ситуации непрощения имеют признаки петли захвата – патологического состояния, в котором общение с Богом становится крайне затрудненным.
При этом человек может быть уверен, что простил обиду, однако в большинстве случаев прощение эмоционально не подлинно и происходит по двум сценариям:
- С позиции превосходства. Такое прощение «наказательное» для обидчика и совершенно не снимает с него вины. Вина, наоборот, утверждается как факт, и только после этого человек объявляет о своем прощении.
- С позиции жертвы. Такое прощение относится к поражению, отступлению и так же подразумевает, что вина известна, но у обиженного просто нет ни сил, ни средств что-то изменить.
В обоих случаях нет самого главного, того, что гарантирует Бог в своем прощении – отпускания самой памяти об обиде и подачи второго шанса. Наше представление о прощении очень искажено и не имеет целостности. По этой причине важно просить Бога о том, чтобы Он научил прощению и укрепил сам акт прощения. Тем не менее, есть признаки непрощенности:
- Психическая боль при воспоминании о ситуации обиды или об обидчике. Также любые сильные эмоции: ненависть, гнев, страдание, депрессия и т.д.
- Человек говорит в общении с другими людьми, с психологом, пастором: «Он меня обидел, но я его простил».
- Ожидание от обидчика, что он обязательно поступит так же, как поступал раньше. Ожидание нового удара, обиды.
- Настороженность в отношении обидчика, отсутствие полноты доверия, подозрительность к словам и поступкам.
- Слезы, боль при воспоминании о ситуации обиды.
- Отказ говорить о ситуации обиды, или об обидчике. Либо наоборот, постоянное стремление говорить о ситуации обиды, об обидчике.
- Постоянная аналитика с целью понять ситуацию обиды, найти ее причины, найти мотивы обидчика, найти свои ошибки.
- Постоянное приведение в пример ситуаций обиды, когда другие люди спрашивают совета или помощи.
- Стремление в рамках ситуации обиды или обидчика оценивать различные социальные явления. Например: «Все мужчины нехорошие, по причине того, что один из мужчин нанес мне обиду».
- Чтение литературы, посещение курсов, тренингов с целью «проработать» отношения и ситуации обиды.
- Мысли атаки. Постоянное прокручивание в голове ситуации обиды, мысли об этом, особенно если это сопровождается болью. Обычно это как хроническая боль, которая никогда не уходит, просто временами меркнет.
- Страх повторения подобных ситуаций, который имеет форму фобии с ярко выраженной эмоциональной и ментальной реакцией.
- Яркие воспоминания о ситуации обиды, обидчике, долгая память на мельчайшие подробности и при вербализации – переживание тех же эмоций, которые были в момент нанесения обиды.
Обвиненное отношение к самому себе
Чувство вины – это характеристика обвиненного отношения к самому себе. И если в отношении каких-то незначительных грехов мы еще можем сами себя простить, то в отношении убийства, например, это едва ли возможно. Механизм образования и реализации обвиненности себя такой же, как и создание обвиненных отношений с другими людьми. Но здесь возникают специфичные последствия:
- Прошлое попадает в петлю захвата: чувство вины настолько сильно держит, что человек пытается либо убежать от прошлого через его отрицание, либо становится одержим попытками его исправить. Это имеет эффект само-проклятья. Наиболее тяжелая форма само-обвиненности, потому что дает сатане право постоянно повторять болезненные ситуации в жизни человека. Тот оказывается в зацикленности, и постепенно приходит чувство отчаяния, потеря веры, могут начаться проблемы со здоровьем, психические проблемы. Так как это – проклятье, оно может передаваться потомкам.
- Возникают стойкие программы, искажения мышления, ложные установки, которые потом мешают принять искупление во всей полноте.
- Это является благодатной почвой для разного рода одержимостей.
- Появляются наваждения жалости к себе, самопожертвования, обиды, недостойности.
- Чувство вины постепенно делает человека жалким, часто он теряет чувство собственного достоинства, пребывает в самоуничижении.
Такие состояния и есть цель сатаны, потому что в состоянии самоуничижения человек в принципе не способен сам принять искупление во всей полноте. Только частично, как гипотезу. Но ни на секунду не примет ту мысль, что Бог простил ему его грех.
Можно было бы сказать, что само-обвиненный человек – это всегда состояние жертвы. Но часто бывает и обратная реакция на обвиненность – агрессия, ненависть, злость, гнев, которые выливаются на всех, кто окажется поблизости. Человек в этом состоянии отвергает любую помощь, даже ненавидит ее. Такое состояние бывает, когда вина соединяется с гордыней.